СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) является нейрокогнитивным расстройством. Патология сопровождается различными поведенческими нарушениями: повышенной отвлекаемостью, несдержанностью, раздражительностью, невозможностью сосредоточиться на одном деле. Диагноз ставится врачом-неврологом или психиатром на основании общей клинической картины и результатах проведенных исследований.
В России официально подтвержденный диагноз СДВГ встречается у 7–15 % детей. Причем мальчики страдают от синдрома гиперактивности в несколько раз чаще, чем девочки. Детям с СДВГ очень сложно контролировать свое поведение и справляться с эмоциями. Из-за этого у них часто возникают конфликты в коллективах, семье, школе. В результате постоянного напряжения возрастает риск возникновения других, не менее серьезных, нарушений — проблем с самооценкой, депрессии и других расстройств.
Обычно первые признаки СДВГ возникают у детей в дошкольном возрасте. Однако диагноз ставят намного позже, примерно в 7–8 лет, когда ребенок начинает посещать школу. Данное расстройство никак не влияет на умственные способности, но сильно мешает соблюдать требования учителей и воспитателей.
Виды СДВГ
Классификация СДВГ в детском возрасте достаточно обширна. Прежде всего специалисты выделяют три основные группы, различающиеся по главному признаку, который проявляется у ребенка в большей степени:
- гиперактивная и импульсивная формы. Встречается примерно у 15 % пациентов, обратившихся к специалистам. Первые признаки проявляются еще в дошкольном возрасте, либо в начальных классах. Дети с данной формой отличаются необычным бесстрашием и отсутствием чувства опасности, что может привести к получению серьезных травм;
- невнимательный тип. Наблюдается у 30 % общего числа пациентов. В отличие от предыдущей формы обнаруживается намного позже. Чаще всего диагноз ставится уже в подростковом возрасте. Ребенку с невнимательным типом СДВГ очень сложно сконцентрироваться на выполнении конкретных заданий, он плохо справляется с рутинной работой, при малейшей возможности отвлекается на более интересные для него занятия или мысли. В результате возникают проблемы с обучением и успеваемостью;
- смешанная форма. Наиболее распространенная. Именно на ее долю приходится больше всего случаев. При данном типе у ребенка наблюдаются признаки невнимательности, гиперактивности и импульсивности. С годами симптомы импульсивности и гиперактивности могут сглаживаться, однако трудности с концентрацией внимания сохраняются даже в зрелом возрасте.
Чаще всего СДВГ развивается как самостоятельное заболевание. Однако в ряде случаев расстройство может сопровождаться дополнительными патологиями. Исходя из этого выделяют следующие формы:
- осложненная;
- неосложненная.
При осложненной форме синдром дефицита внимания сопровождается чрезмерной агрессивностью, полным игнорированием просьб родителей или других взрослых, несоблюдением общепризнанных правил и норм поведения.
По степени выраженности выделяют следующие формы нарушения:
- легкую — при этом симптомы расстройства не бросаются в глаза. Ребенок практически ничем не отличается от сверстников. Он может выглядеть более эмоциональным, активным или рассеянным;
- среднюю — в данном случае симптомы более выражены. Ребенок выглядит намного активнее, эмоциональнее, впечатлительнее других детей. Ему бывает сложно сконцентрироваться на выполнении рутинных задач. Часто возникают вспышки гнева, он легко раздражается и вступает в конфликты;
- тяжелую — игнорировать симптомы СДВГ невозможно. Поведение ребенка сильно отличается от сверстников. Ему сложно усидеть на месте, он может грубить взрослым, легко идет на конфликты, быстро переключает внимание.
Симптомы СДВГ могут проявляться ярче в зависимости от окружающей ситуации. Например, спровоцировать обострение способны стрессовые ситуации, недостаток двигательной активности и даже просмотр телевизора.
Также отдельно выделяют СДВГ с чрезмерной фиксацией. При этом ребенок постоянно зацикливается на негативных мыслях, у него наблюдаются признаки навязчивого поведения. Дети с данной формой крайне обидчивы и впечатлительны, они часто идут наперекор и нарушают установленные правила.
При нарушении работы височных долей в СДВГ будут преобладать признаки повышенной агрессии. Нередко у детей наблюдаются боли в голове и животе. В подростковом возрасте возникают мрачные и тревожные мысли, замечания окружающих обычно интерпретируются неверно, что приводит к конфликтам.
Также выделяют лимбический тип. При этом у ребенка преобладает желание оградиться от окружающих. Он не хочет играть со сверстниками, с трудом идет на контакт. В подростковом возрасте у таких детей нередко развивается депрессия и заниженная самооценка.
Симптомы СДВГ
Симптомы патологии достаточно разнообразны и зависят от конкретной формы. К наиболее характерным и распространенным признакам расстройства относятся:
- чрезмерная активность и возбудимость;
- трудности с поддержанием и концентрацией внимания — ребенок не может удерживать внимание на конкретной задаче в течение отведенного времени, постоянно отвлекается на более интересные для него вещи;
- наличие неврологических нарушений — могут наблюдаться проблемы с координацией, тики, дрожание рук и другие симптомы;
- частые смены настроения — ребенок может проявлять беспричинное беспокойство, хорошее настроение быстро сменяется плаксивостью, он может быть крайне восприимчив к замечаниям окружающих;
- нарушения восприятия — например, ребенку может быть сложно ориентироваться на местности, у него не всегда получается обводить контуры рисунков, нередко такие дети неправильно произносят буквы во время чтения;
- повышенная импульсивность — дети или подростки склонны к рискованным и необдуманным действиям, что часто приводит к возникновению опасных для жизни и здоровья ситуаций;
- проблемы с речью — ребенок может долго не разговаривать, неправильно произносить звуки или возможны любые другие проблемы.
Причины СДВГ
Определить точную причину СДВГ у детей достаточно сложно. Тем не менее специалисты выделяют ряд предрасполагающих факторов:
- генетическая предрасположенность. Если отец ребенка страдал от данного расстройства, существует риск развития аналогичной проблемы у его детей;
- биологические факторы. Дети с синдромом чаще всего рождаются у женщин младше 18 лет и старше 35. Также к биологическим рискам относятся вредные привычки матери и перенесенные во время беременности стрессы. Тяжелые роды, недоношенность, травмы, полученные во время родов, перенесенные в младенчестве инфекции могут послужить катализаторами развития патологии;
- социальные факторы. Не последнюю роль играет обстановка в семье ребенка. Неблагоприятное влияние на неокрепшую психику оказывают ссоры родителей, драки, грубость, унижение, разводы, алкоголизм и даже чрезмерная опека, когда ребенку не позволяют становиться самостоятельным;
- воздействие токсических веществ. Некоторые специалисты считают, что спровоцировать гиперактивность может повышенное содержание в организме ребенка определенных токсических веществ или дефицит отдельных микроэлементов и витаминов.
Последствия СДВГ
Данный синдром не оказывает никакого влияния на умственные способности ребенка, так же он не может стать причиной развития других заболеваний. Тем не менее отсутствие специализированной помощи чревато следующими последствиями:
- сложности социализации в обществе — ребенку трудно общаться с взрослыми и сверстниками, он часто вступает в конфликты;
- отставание в учебе — из-за невозможности сконцентрироваться на выполнении конкретных задач, дети начинают отставать от одноклассников или одногруппников;
- развитие комплексов — из-за неумения выстраивать полноценные отношения в коллективе у подростков часто развиваются депрессии, комплексы, в том числе неполноценности.
С возрастом синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к проблемам на работе, а также подтолкнуть человека к различным аддикциям, в том числе к алкоголизму и наркомании.
Диагностика СДВГ
При подозрении на СДВГ необходимо обратиться к педиатру. Он выпишет направление к психологу, неврологу, психиатру или другим специалистам. Чаще всего за медицинской помощью обращаются родители детей 8–10 лет. В более раннем возрасте официальный диагноз ставится намного реже.
Комплексная диагностика включает:
- опрос родителей. Специалистов интересуют не только особенности поведения ребенка на текущий момент времени, но также обстановка в семье, подробности, касающиеся течения беременности и родов, наследственные факторы и т. п.;
- оценку по критериям DSM-V. Это руководство по психическим расстройствам. В нем подробно описаны симптомы и признаки синдрома, такие как невнимательность, гиперактивность, импульсивность и другие. Для постановки предварительного диагноза необходимо, чтобы у ребенка наблюдалось не менее 6 признаков из данного руководства на протяжение полугода;
- психологическое тестирование. Для этого используют специальные оценочные шкалы. При помощи тестов производят оценку двигательных и когнитивных функций ребенка, его успеваемость, поведение и многие другие критерии. Обязательно оценивают рабочие тетради, рисунки, творческие работы, скорость выполнения поставленных задач;
- аппаратные методики. Для диагностики и оценки состояния нервной системы используют ЭЭГ. Процедура позволяет провести анализ работы различных отделов мозга и сравнить их с возрастными нормами. Возможно проведение ЭЭГ одновременно с интеллектуальной нагрузкой.
Так как СДВГ имеет ряд общих симптомов с другими, более серьезными патологиями, обязательно проводится дифференциальная диагностика. СДВГ часто путают с расстройствами аутистического спектра, тревожным расстройством, индивидуальными особенностями темперамента, побочными эффектами от принятия отдельных препаратов и другими психиатрическими патологиями.
Лечение СДВГ
Лечение детей с данным расстройством осуществляется комплексно. Терапевтический курс включает:
- работу с поведением. Очень важно скорректировать поведение ребенка, организовать для него благоприятный режим дня, подходящее рабочее место и игровую зону. Таким детям не рекомендуется заниматься силовыми видами спорта. Оптимальными вариантами являются плавание, лыжи, туризм. Также необходимо регулярно повышать мотивацию ребенка, например хвалить его за выполненные задачи и достижения;
- психотерапию. Работа с психотерапевтом необходима не только детям, но и родителям. Существуют специальные тренинги для родителей, чьи дети страдают от СДВГ. Более точная программа разрабатывается индивидуально, исходя из сложившейся ситуации;
- прием лекарственных препаратов. Фармацевтические средства назначают только в тех случаях, когда иные методы терапии не оказывают положительного эффекта. Лечение препаратами может продолжаться в течение нескольких лет. Средства подбираются индивидуально для каждого ребенка;
- аппаратную терапию. Сюда относятся электрофорез, фотохромотерапия, магнитотерапия и другие методики. Обычно физиотерапевтические методики проводят курсами, которые при необходимости регулярно повторяют.
Прогноз при СДВГ
Прогноз зависит от степени выраженности патологии, а также от того, насколько своевременно было назначено лечение. При грамотном лечении и комплексном подходе почти половина детей в будущем «перерастают» синдром и полностью избавляются от негативных симптомов. Тем не менее даже после этого они нуждаются в постоянном контроле специалистов вплоть до окончания школы. У некоторых детей симптомы СДВГ сохраняются на всю жизнь. Однако с возрастом они могут стать менее заметными для окружающих.
Полностью исключить вероятность возникновения патологии у ребенка невозможно. Тем не менее существует ряд профилактических мероприятий, позволяющих значительно снизить риски. К ним относятся:
- поддержание физического и психологического здоровья во время беременности;
- прием необходимых витаминов;
- профилактика осложнения во время родов;
- исключение семейных конфликтов, особенно при ребенке.
Чтобы не допустить асоциальное поведение у детей с СДВГ, от родителей требуется много терпения, сил и заботы. Данная патология оказывает негативное влияние не только на жизнь самого ребенка, но и его родственников. Чем раньше будет обнаружена проблема и приняты меры, тем выше шансы на благоприятный исход.
Часто задаваемые вопросы о синдроме дефицита внимания и гиперактивности
СДВГ - что это такое у детей? Как расшифровывается СДВГ?
СДВГ - это синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Как лечить СДВГ?
Лечение СДВГ может включать в себя прием медикаментов, психологическую коррекцию, аппаратную терапию и корректировку образа жизни.
Как проявляется СДВГ?
СДВГ проявляется через нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность, частые смены настроения.
Как определить СДВГ?
СДВГ может быть выявлен путем психологического тестирования и специальными методиками.
Как общаться с детьми с СДВГ?
При общении с детьми, страдающими СДВГ, необходимо строгое соблюдение режима, предоставление обратной связи, использование позитивной мотивации и поощрения. Важно давать конкретные и четкие указания, ставить реальные цели.
Источники
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015.
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5) / American Psychiatric Association. 2013.
- Attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) / NHS. 2021.
- Корень Е. В., Куприянова Т. А. Гиперкинетические расстройства (СДВГ) / Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. М., 2015
- Stephen Brian Sulkes. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВ, СДВГ) // MSD, 2018.
- Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. 2-е изд., перераб. и доп. — Л.: «Наука», 1988. — 260 с.
- Faraone S.V., Biederman J. Neurobiology of attentiondeficit hyperactivity disorder // Biol Psychiatry, 1998; 44: 10: 951-958.
- Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. — СПб.: СПбГМПА, 1998. — 496 с.
- Biederman J., Mick E., Faraone S.V. Normalized functioning in youths with persistent attention-deficit/hyperactivity disorder. // J Pediatr, 1998; 133: 4: 11: 544-551.
- Корень Е.В., Куприянова Т.А. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте/ Н.Н. Заваденко. — 2019.