- Детский медицинский центр «Педиатр и Я»
- Услуги
- Афазиология
Прием афазиолога
Одним из важнейших критериев полноценного развития ребенка является речь. Именно посредством речи осуществляется социализация личности, усвоение новой информации, обучение и передача опыта. С помощью речи малыш учится выстраивать прочную связь с окружающими людьми, во многом от качества речи зависит то, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в детском саду, школе или иных коллективах.
Проблемы с речью могут вытолкнуть ребенка за границы социума, установить непреодолимый барьер. В подростковом возрасте это чревато развитием комплексов, депрессивных состояний и даже мыслей о суициде. Одним из таких нарушений является афазия.
Дети, страдающие от этой патологии, с трудом распознают и воспринимают окружающую речь. Им сложно выстраивать предложения и логические цепочки. В результате происходит нарушение коммуникаций с окружающими людьми. В детских коллективах ребят с речевыми проблемами часто не воспринимают и обижают. Несмотря на то что данная патология встречается лишь у 1 % детей, важно своевременно диагностировать афазию и обратиться за квалифицированной помощью. В этом случае заболевание имеет благоприятный прогноз. Самое главное — найти хорошего и грамотного логопеда-афазиолога, который обеспечит качественную социальную адаптацию.
Что такое афазия и как она влияет на речевое развитие детей?
Детские афазии — это целая группа нарушений, затрагивающих работу ЦНС ребенка. Патология может сопровождаться полной или частичной утратой уже сформированных ранее речевых функций. По статистике, от заболевания чаще всего страдают мальчики. Афазия может развиться в любом возрасте, однако у детей младшего возраста постановка диагноза может быть затруднена, так как их речевые возможности все еще не сформированы до конца.
В большинстве случаев утрата речевых функций в детском возрасте происходит в результате нарушения работы левого полушария головного мозга. Именно здесь находятся центры, отвечающие за речевые навыки, умение писать, читать, слушать и говорить. В редких случаях проблема формируется на фоне нарушения работы правого полушария, отвечающего за память и восприятие окружающего мира.
Причины афазий в детском возрасте
К основным причинам развития патологии у детей любого возраста относятся:
- черепно-мозговые травмы, в том числе и сотрясения мозга;
- злокачественные и доброкачественные опухоли;
- инфекционные заболевания, такие как менингит и энцефалит;
- нарушения мозгового кровообращения.
Ряд специалистов считает, что афазии в раннем возрасте напрямую связаны с проблемами, возникшими в период внутриутробного развития ребенка. Также не исключается роль наследственного фактора. Тем не менее определить точную причину детских афазий до сих пор не удается.
Симптомы детских афазий
Точные симптомы, а также выраженность патологического состояния зависят от степени поражения головного мозга и локализации очага. К настораживающим симптомам можно отнести:
- Нехарактерное для ребенка замедление или ускорение речи, а также возникновение длинных пауз между произнесенными словами или частями предложения.
- Нелогичное использование слов в процессе разговора или повествования.
- Пропуск слогов или отдельных слов.
- Нарушение интонации и постановки ударений в словах.
- Изъяснения обрывистыми предложениями.
- Неспособность распознать интонацию собеседника, например, намеки.
- Нехарактерные сложности с узнаванием и описанием знакомых предметов. При этом ребенок не может подобрать подходящее слово без подсказки.
- Резко участившееся количество ошибок при письме и чтении.
- Нарушение восприятия и понимания обращенной речи.
У некоторых детей могут страдать одновременно навыки письменной и устной речи, в то время как у других нарушается только один из них. Если поражение головного мозга было тяжелым и обширным, речь может исчезнуть полностью. Ребенок может издавать отдельные звуки, повторять слоги, но у него не получается выстраивать предложения или хотя бы слова. Любой из перечисленных симптомов должен насторожить родителей и стать поводом для посещения специалиста.
Роль врача-афазиолога
В случае диагностирования афазии с ребенком работает целая группа специалистов. Очень важно не просто выявить проблему, но и найти ее первопричину. Только после этого составляется полноценная программа реабилитации и коррекции нарушения. Важную роль в устранении проблемы, а также качественной социализации ребенка играет логопед-афазиолог.
В своей работе специалист использует специфические методики и упражнений, направленные на восстановление речевых функций и формирование новых нейронных связей. В ходе регулярных занятий с афазиологом происходят следующие положительные изменения:
- Восстанавливаются и синхронизируются все речевые навыки.
- Налаживается понимание и восприятие окружающей и обращенной речи.
- Улучшаются навыки письма и чтения.
Квалифицированный афазиолог прекрасно разбирается в природе речевых нарушений в детском возрасте.
Роль врача-афазиолога заключается в выполнении следующих действий:
- Проведение первичного обследования ребенка.
- Выявление имеющихся проблем, в том числе и скрытых, с устной и письменной речью, а также ее пониманием.
- Разработка восстановительной программы с учетом индивидуальных особенностей организма, возраста ребенка, специфики перенесенного заболевания или травмы.
- Проведение логопедических занятий с применением современных техник и технологий, в том числе специальный массаж.
- Осуществление контроля за динамикой лечения. Если подобранные меры обладают малой эффективностью, специалист производит их коррекцию.
Афазии в детском возрасте хорошо поддаются коррекции, особенно в возрасте до 6 лет. Связано это с высокой пластичностью головного мозга ребенка. Именно поэтому крайне важно своевременно обнаружить и диагностировать проблему, а также принять меры по ее устранению.
Как проходит прием у врача-афазиолога?
Работа врача-афазиолога начинается сразу после проведения комплексного обследования ребенка, постановки диагноза и выявления первопричины проблемы. Доктора разрабатывают индивидуальный план лечения для маленького пациента, где работа с афазиологом играет одну из ведущих ролей. После того как острая фаза заболевания будет ликвидирована, именно афазиолог станет сопровождать ребенка до момента выздоровления, организуя для него эффективные занятия.
Лечение у афазиолога предполагает очень длительное и тесное взаимодействие между врачом и ребенком. Специалист не просто корректирует и восстанавливает речь пациента, но и оказывает ему психологическую поддержку, особенно если речь идет о подростках. Профессионал знает, как поддержать мотивацию в пациенте и его родителях.
Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждого пациента в зависимости от возраста, выраженности афазии и ее вида. Не стоит забывать о том, что многие дети неусидчивы и очень быстро утомляются. Поэтому первые уроки занимают не больше 10—15 минут. При этом подбираются максимально простые и понятные упражнения.
По мере привыкания ребенка к занятиям их длительность увеличивается и может достигать 40 минут. Для быстрого положительного эффекта очень важно, чтобы родители самостоятельно занимались с детьми в домашних условиях. Логопед-афазиолог обязательно даст необходимые рекомендации, а также объяснит, как выполнять упражнения с детьми самостоятельно.
Примеры упражнений афазиолога
Арсенал упражнений врача-афазиолога объединяет десятки и даже сотни различных уроков и методик, отличающихся по сложности и техникам выполнения. В качестве примера можно привести следующие упражнения:
- Скручивание языка в трубочку. Ребенок должен попытаться скрутить язык в трубочку.
- Облизывание губ. Дети медленно проводят языком по губам, совершая повторяющиеся круговые движения.
- Разжимание зубов. При этом необходимо постараться не размыкать губы. Далее ребенку нужно медленно протолкнуть язык между зубами и губами.
- Касание кончика носа и подбородка. Все движения выполняются медленно.
- Причмокивание губами, как при воздушном поцелуе.
Игры с карточками
Для восстановления фонематического слуха используют специальные карточки. Сложность занятий зависит от возраста ребенка. Например, врач может взять две карточки, на которых изображены предметы, имеющие в названии разное количество букв: «дом» и «трактор». Ребенок должен показать, где какой предмет находится.
Также для восстановления восприятия звучания используют картинки со словами, имеющими одинаковую структуру: «кош-ка» и «тет-радь».
На следующем этапе афазиолог предлагает маленькому пациенту карточки со словами, имеющими разное значение, но похожее звучание, например, «лес» и «лев», «кот» и «кол». На занятиях специалист может попросить найти отличия или сходства, просит выбрать предметы. При этом врач тщательно наблюдает за ребенком, отмечая любые изменения.
На первый взгляд, некоторые упражнения могут показаться очень простыми, однако для ребенка с серьезными повреждениями головного мозга такие тренировки являются колоссальным трудом. Регулярные занятия способствуют формированию новых нейронных связей.
Работа с афазиологом всегда индивидуальна. Не существует двух одинаковых программ для разных пациентов. При этом важную роль играет не только качество и регулярность занятий, но и умение врача найти подход к каждому пациенту.
Влияние афазии на развитие ребенка в других областях
Афазия оказывает влияние на все сферы деятельности и жизни ребенка:
- Сложность в подборе подходящих слов. Ребенку трудно вспомнить и подобрать подходящее по смыслу слово. Нередко дети с афазией употребляют синонимы или заменяют слова целыми описаниями. Если подобрать подходящее слово не получается, ребенок может так и не закончить диалог. Данное является не является проблемой с памятью. Кроме того, в других ситуациях дети с афазией используют те же самые слова без особых проблем.
- Утрата взаимосвязи между словами. Ребенку очень сложно даются категории. Например, он не может понять и заметить взаимосвязь между такими словами, как «животное — собака». Для него каждое из этих слов существует само по себе.
- Потеря интереса к ведению беседы. Так как ребенку сложно подбирать подходящие слова, он может заменять целые предложения на односложные ответы: «да», «нет», «не знаю» или простые кивки головой. В некоторых случаях у детей развивается стереотипия. Это состояние, при котором пациент независимо от ситуации и обстоятельств повторяет одни и те же слова или фразы.
- Спутанность слов в предложениях. Иногда у детей, совершенно не склонных ранее к длительным беседам и разговорам, развивается нестерпимое желание поговорить. Ребенок может произносить огромное количество слов, которые будут не связаны между собой. Нередко предложения и повествования маленького пациента бывают настолько запутанными, что невозможно понять, о чем идет речь в конкретной ситуации.
- Нарушение артикуляции. Зачастую дети начинают чрезмерно растягивать звуки либо в буквальном смысле «проглатывают» их. При этом понять, о чем говорит ребенок, крайне сложно.
- Нарушение синтаксиса. Дети могут непроизвольно заменять отдельные буквы и звуки в словах, например, на парные. Вместо звука «Б» в предложениях употребляется звук «П». Такое нарушение может проявляться как во время устной речи, так и при попытках письма.
Детям с афазией бывает трудно понять собеседника, даже если у них нет проблем со слухом. Для взаимодействия с ними необходимо использовать короткие и простые предложения. Обучение детей с афазией должно проводиться в индивидуальном порядке и с учетом специфики имеющегося нарушения. При серьезных нарушениях посещение общеобразовательной школы может привести к определенным проблемам, таким как травля, плохая успеваемость вследствие непонимания программы. Именно поэтому при подозрении на афазию необходимо немедленно пройти лечение и начать терапию.
Наличие афазии не является запретом для ведения активной социальной жизни. Более того, с такими детьми необходимо посещать всевозможные культурные и массовые мероприятия, стимулировать общение со сверстниками.
Влияние афазии на семью ребенка
Огромное значение при лечении афазии играет поддержка семьи и близких. Лечение патологии не должно ограничиваться только кабинетом афазиолога. Большая ответственность лежит на плечах самих родителей.
- Совместное пение с ребенком. Во время пения в работу включается речевой центр. Лучше всего выбирать простые песенки, например, детские считалочки и стишки. При этом необходимо тщательно проговаривать слова, используя интонацию. Не нужно спешить или требовать от ребенка повторять слово в слово. Со временем можно начать задавать ребенку вопросы, например, «о чем была песенка» или «про кого ты пел». Лучше всего начинать с простых наводящих вопросов.
- Чтение вслух, рисование и письмо. Под эту категорию подходят все занятия, стимулирующие речевые функции. Можно раскрашивать картинки, рисовать пальчиковыми красками, лепить, выполнять упражнения на мелкую моторику. Самое главное — занятия должны приносить ребенку удовольствие и соответствовать его возрастному и психологическому уровню развития.
- Работа над пониманием речи. На этом этапе важную роль играет взаимодействие родителей с логопедом. Необходимо тщательно придерживаться рекомендаций афазиолога.
Даже при наличии серьезных нарушений пациенты с афазией могут общаться с родными и близкими. Регулярный диалог и взаимодействие с ребенком важны не меньше, чем лекарства и регулярные тренировки.
Важную роль играет настрой самих родителей. Их задача — обеспечить ребенку необходимый уровень заботы и внимания. Самое главное — не нужно требовать от него невозможного. Также необходимо донести до всех родственников правила взаимодействия с ребенком на момент терапии. Даже шуточные высказывания и поддразнивания могут стать причиной серьезной психологической травмы.
Преимущества обращения к врачу-афазиологу в детском медицинском центре «Педиатр и Я»
Нередко работа с афазиологом растягивается на несколько месяцев. Именно поэтому крайне важно, чтобы с вашим ребенком находился квалифицированный специалист. Обращаясь за помощью в наш медицинский центр, вы получаете:
- Индивидуальный подход к ребенку с учетом его возраста и специфики проблемы.
- Применение современных и инновационных методик.
- Поддержку и консультацию на каждом этапе лечения.
- Гарантированный результат.
Опытный афазиолог произведет диагностику и подберет для маленького пациента эффективные упражнения и занятия. На всех этапах взаимодействия со специалистом родители будут получать точную информацию об успехах и прогрессе ребенка.
Помощь родителей в домашних условиях
Однако не стоит забывать и о роли самих родителей. Чтобы помочь ребенку в домашних условиях, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Регулярно выполнять домашние задания, выдаваемые афазиологом.
- Поддерживать мотивацию и интерес к упражнениям у ребенка.
- Регулярно хвалить малыша за достигнутые успехи.
- Вести активную социальную жизнь, посещать детские мероприятия, стимулировать общение со сверстниками.
Детская афазия — достаточно серьезная проблема, оказывающая влияние на большинство сфер жизни ребенка, в том числе и на выстраивание социальных связей. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение позволяют полностью устранить патологию. Для получения подробной консультации и оказания квалифицированной помощи запишитесь на прием к афазиологу в нашем медицинском центре.