
Дислалия – одно из наиболее распространенных нарушений речи, встречающееся в логопедической практике. Патология сопровождается искажением, замещением или отсутствием тех или иных звуков при нормальном понимании грамматики, полноценном словарном запасе и отсутствии каких-либо проблем со слухом.
Чаще всего проблема наблюдается у детей дошкольного возраста (примерно 25-50% случаев из общей практики по разным источникам), чуть реже у младших школьников (примерно 15%), и совсем редко у детей более старшего возраста и взрослых (всего 1%).
Дислалия – серьезная проблема, требующая своевременной коррекции. Дело в том, что проблемы с речью могут привести к сложностям в общении со сверстниками, а также к трудностям в дальнейшем обучении, включая расстройства письма и чтения. Именно поэтому, при обнаружении признаков дислалии у ребенка, родителям необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам.
Причины дислалии
Выделяют две группы причин:
Механические
Сюда относятся:
- анкилоглоссия;
- нарушения подвижности губ;
- врожденные аномалии строения губ;
- массивный или, наоборот, маленький язык;
- аномальный прикус и другие патологии зубочелюстного аппарата.
Перечисленные причины бывают как врожденными, так и приобретенными, например, в следствие перенесенных инфекций, операций или травм.
Функциональные
Это совокупность биологических и негативных социальных обстоятельств. Сюда входят:
- нарушения фонематического слуха;
- наличие психоэмоциональных нарушений, например, СДВГ;
- перенесенные заболевания, сопровождающиеся общим физическим истощением организма;
- недостаточность живого общения со взрослыми;
- отсутствие педагогического образования;
- нарушения речи у родителей;
- воспитание в семье, где родители говорят на разных языках.
Также дислалия нередко встречается у детей, родители которых намеренно искажают свою речь в процессе общения с малышом. Чтобы избежать подобной проблемы, специалисты настоятельно рекомендуют говорить с ребенком просто, не искажая слова, а произнося их максимально четко.
Классификация дислалии
По сложности
Выделяют:
- Простую форму. В этом случае наблюдается нарушение произношения одного или группы похожих звуков. Это наиболее распространенная форма дислалии. Зачастую родители игнорируют данную проблему.
- Сложную форму. При сложной форме ребенок не произносит сразу несколько групп звуков. Чаще всего сложная форма дислалии наблюдается у детей, выросших в неблагоприятных социальных условиях, а также у малышей с выраженными проблемами в развитии речевого аппарата.
По происхождению
Выделяют:
- Органическую (механическую). Развивается на фоне нарушений строения речевого аппарата или функций головного мозга (в редких случаях). Чаще всего для решения и устранения проблемы требуется хирургическое вмешательство в совокупности с другими методами.
- Функциональную. Формируется на фоне социальных проблем, а также обратимых нарушений в работе головного мозга. Обычно для устранения дисфункции бывает достаточно качественной и продуктивной работы с профессиональным логопедом.
В свою очередь, при наличии патологий головного мозга, функциональную дислалию можно разделить на:
- Сенсорную. Возникает на фоне нарушений речеслухового аппарата. При этом человек не может адекватно воспринимать и воспроизводить звуки.
- Моторную. Развивается на фоне поражения речедвигательного центра. Сопровождается нарушениями двигательной функции губ, языка и речевого аппарата в целом.
По количеству характерных расстройств
Выделяют:
- Полиморфную дислалию. Характеризуется комбинированными отклонениями.
- Мономорфную дислалию. Сопровождается нарушением произношения одной группы звуков.
Независимо от вида, важно понимать, что дислалия у детей требует своевременной коррекции, а при грамотном подходе исправить ситуацию можно в любом возрасте.
Симптомы дислалии
На дислалию могут указывать следующие симптомы:
- Пропускание звуков. Это полное выпадение тех или иных звуков из начала, конца или середины слова. Например, «ВОРОНА» - «ВООНА».
- Подмена одних звуков на другие, присутствующие в речи. Причем это могут быть не обязательно похожие звуки. Например, «СУМКА» - «ФУМКА».
- Смешение звуков. При этом ребенок может путать два правильно произносимых звука. Он может употреблять их то правильно, то неправильно. Например, ребенок верно произносит слово «КОШКА», но путает звуки «с» и «ш» в словах «СУШКА» и «ПЕСОК», и произносит их как «СУСКА» и «ПЕШОК».
- Искажение звуков. В этом случае ребенок неправильно произносит звуки, например, пытаясь произнести звук «с», зажимает язык между зубов, коверкая произношение.
Кроме того, родителей должна насторожить нечеткая и смазанная речь ребенка. При наличии перечисленных симптомов, необходимо обратиться к специалистам для более тщательной диагностики и назначения курса терапии.
Диагностика дислалии
Диагностика патологии начинается с консультации логопеда. Важное значение играет то, как проходила беременность матери, были ли осложнения в родах, какие болезни перенес ребенок в раннем возрасте. Также оценивается строение органов артикуляционного аппарата и их подвижность (артикуляционный тест).
Обязательно проводятся:
- Фонематический тест. Позволяет оценить способность ребенка воспроизводить звуки.
- Логопедическое обследование. Направлено на оценку звукопроизношения, словарного запаса ребенка и грамматического строя речи.
При необходимости пациента направляют на дополнительную консультацию к стоматологу, неврологу, отоларингологу и иным специалистам. В качестве дополнительных диагностических мероприятий выступают:
- Электроэнцефалография. Позволяет оценить функциональную активность головного мозга или его отдельных участков.
- МРТ. Способствует выявлению анатомических дефектов головного мозга.
Немаловажную роль играет дифференциальная диагностика. В первую очередь врач исключает такие заболевания, как стертая дизартрия и тугоухость. В качестве методов дифференциальной диагностики могут выступать МРТ, УЗИ сосудов, КТ и прочие обследования.
При отсутствии органических изменений и аномалий, проводится изучение социальной среды ребенка. Это позволяет выявить погрешности воспитания или педагогическую запущенность, которые зачастую являются основными проблемами патологии.
Коррекция дислалии
Коррекция осуществляется в несколько этапов:
Подготовка
На этом этапе ключевую роль играет устранение первопричины патологии. Чаще всего для этого требуется оперативное вмешательство, если у ребенка имеются какие-либо анатомические нарушения речевого аппарата.
Специальная гимнастика и массаж
Следующим этапом является назначение специальной гимнастики и массажа. Комплекс упражнений подбирается индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от типа нарушения. Например, это может быть отработка произношения шипящих звуков. В самом начале ребенку дают простые упражнения, усложняя их по мере достижения успехов.
Логопедический массаж
Массаж направлен на нормализацию кровотока, восстановление подвижности речевого аппарата, снятие зажимов. Это наиболее ответственный этап, позволяющий добиться существенных результатов.
Формирование навыков произношения
Данный этап включает многократное и ежедневное повторение назначенных врачом упражнений. Обычно работу начинают с отработки наиболее сложного для пациента звука. В процессе работы важную роль играет правильное дыхание. Способы постановки звуков подбираются индивидуально для каждого пациента, что позволяет подобрать оптимальную методику для ребенка любого возраста и темперамента.
Для детей занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке. Это помогает не только достичь необходимого результата, но и поддерживает желание заниматься дальше. Кроме того, в игровой форме положительные результаты становятся заметны гораздо быстрее.
Формирование коммуникативных навыков
Важную роль в терапии дислалии играет активное взаимодействие ребенка с родителями и иными близкими людьми. Для закрепления результата требуется как можно больше общения. Благодаря регулярным занятиям со временем ребенок перестает думать о том, как правильно произнести тот или иной звук, и начинает делать это автоматически.
Эффективность терапии во многом зависит от желания и мотивации самого ребенка, а также готовности родителей помогать логопеду и участвовать в лечении.
Важно понимать, что лечение дислалии – это всегда индивидуальный подход и комплексная помощь. В нашем медицинском центре мы используем только современные и высокоэффективные методики, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны.
Закрепление результата
Для закрепления результата родителям необходимо строго следовать рекомендациям лечащего врача-логопеда. Также важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Не перегружайте ребенка занятиями, даже если вам очень хочется, чтобы результат лечения стал заметен как можно раньше.
- Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте с ним книжки, учите стихи.
- Не ругайте ребенка за допущенные ошибки, таким образом вы отобьете у него желание заниматься дальше.
- Поощряйте его за стремление упражняться и достигнутые успехи.
- Не забывайте выполнять артикуляционную гимнастику и тренировать мышцы щек и языка.
Кроме того, вы всегда можете обратиться за помощью и консультацией к логопедам медицинского центра «Педиатр и Я».
Профилактика дислалии
Для профилактики дислалии достаточно придерживаться следующих рекомендаций:
- С раннего возраста разговаривайте с ребенком правильно: не коверкайте звуки.
- Как можно больше общайтесь с ребенком, читайте ему книги, учите стихи.
- Не искажайте собственную речь в процессе общения.
- Уделите внимание развитию мелкой моторики.
- Своевременно лечите заболевания, которые могут привести к развитию дислалии.
- Регулярно посещайте логопеда, особенно если у ребенка есть проблемы с речью.
Преимущества лечения дислалии в медицинском центре «Педиатр и Я»
Выбирая наш медицинский центр, вы можете рассчитывать на:
- Индивидуальный подход к вам и к вашему ребенку.
- Помощь квалифицированных логопедов с огромным практическим опытом.
- Применение современных методик и оборудования.
- Занятия один на один со специалистом в комфортных условиях.
Дислалия – одно из речевых нарушений, которое на сегодняшний день успешно корректируется при своевременном обращении к логопеду. Ранняя диагностика патологии и ее лечение позволят ребенку избежать проблем с общением и обучением в дальнейшем. Для получения индивидуальной консультации, запишитесь на прием в наш медицинский центр. Вы можете сделать это по указанным телефонам или воспользовавшись формой обратной связи.
Часто задаваемые вопросы о дислалии
Что такое дислалия простыми словами?
Дислалия – это наиболее распространенное нарушение речи, сопровождающееся невозможностью произносить те или иные звуки.
Что такое простая дислалия?
Это наиболее распространенная форма патологии, сопровождающаяся нарушениями произношения одного или группы схожих звуков.
Что такое функциональная дислалия?
Это форма дислалии, связанная с нарушением функционирования корковых отделов речевого или слухового анализатора, а также воздействием социальных факторов.
Что такое полиморфная дислалия?
Это нарушение речи, сопровождающееся путаницей в произношении разноплановых звуков, например, «р» и «ш».
Что такое сенсорная дислалия?
Данный вид патологии связан с нарушением способности ребенка анализировать звучащую речь.
Что нарушено при дислалии?
При дислалии нарушен процесс звукопроизношения. Это может быть связано с разными причинами: от врожденных аномалий речевого аппарата до воспитания в неблагоприятной социальной среде.
В каком возрасте проявляется дислалия?
Заметить первые признаки дислалии можно уже в 3-4 года.
Чем отличается дислалия от дизартрии?
При дислалии ребенок может не произносить звуки совсем или заменять их на другие, имеющиеся в русском языке. При дизартрии ребенок заменят звуки на искаженные.
Как говорит ребенок с дислалией?
Ребенок с дислалией может не произносить отдельные звуки, например, вместо «КОРОВА», говорить «КООВА». Или заменять одни звуки другими, например, вместо «КОШКА», говорить «КОФКА».
Как понять, что у ребенка дислалия?
Если ребенок не произносит отдельные звуки или заменять их на другие, необходимо обратиться к логопеду для прохождения полной диагностики.
Какие причины могут вызвать дислалию?
Причин может быть много: от врожденных аномалий до педагогической запущенности. В некоторых случаях точные причины дислалии так и остаются невыясненными.
Что делать при дислалии?
Прежде всего, необходимо обратиться к логопеду для получения индивидуального лечения.
Как лечится дислалия?
Лечение дислалии комплексное и может включать хирургическое вмешательство, логопедический массаж, а также разные упражнения, которые подбираются индивидуально.
Лечится ли дислалия?
Да, современные методики позволяют полностью избавиться от проблемы.
Сколько этапов коррекционной работы при дислалии?
В целом можно выделить три основных этапа коррекционной работы: подготовку (оперативное вмешательство при необходимости), формирование навыков произношения и формирование коммуникативных навыков.
От чего появляется картавость?
Картавость может возникать по разным причинам. К числу распространенных относятся патологии языка, наследственный фактор, проблемы с зубочелюстным аппаратом, билингвизм и прочие.
Как называется, когда вместо р говорят л?
Данная проблема называется параротацизм.
Какие формы дислалии выделяют?
Выделяют две основные формы – механическую (органическую) и функциональную.
Какие буквы плохо выговаривают дети?
Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением шипящих, а также звука «р». Однако это индивидуально и зависит от конкретного ребенка.
Когда уже поздно к логопеду?
Обращаться к логопеду никогда не поздно. Решить большинство проблем можно даже в зрелом возрасте.
Источники:
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. — СПб.: МиМ, 1997. — 286 с.;
- Психология овладения навыком чтения. — СПб.: КАРО, 2006. — 304 с.;
- Щербак, С.Г Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами: дис. канд. пед. наук / С.Г Щербак. - М., 2011. - 170 с.